Бухучет без бухгалтера

Бухгалтерский учет представляет собой комплекс мероприятий по документальному отражению осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности. Под последним понимается как юридическое лицо, так и ИП. Результатом ведения бухучета становится обязательная отчетность, регулярно формируемая и предоставляемая в контролирующие органы – налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, Росстат и другие подобные организации.

Грамотно составленная бухгалтерская документация выступает важным источником информации для принятия самых разных решений, включая управленческие, кадровые, финансовые и т.д. Кроме того, данные бухучета используются банковскими организациями для определения целесообразности выдачи кредита или других вариантах сотрудничества с ООО или ИП.

Другими словами, роль бухучета в деятельности любого хозяйствующего субъекта крайне велика. В сегодняшних условиях, помимо традиционного подхода, предусматривающего создание собственной бухгалтерии или, хотя бы, прием на работу одного бухгалтера, активно применяются и альтернативные варианты ведения бухучета.

Главные из них – это сотрудничество с аутсорсинговой компанией или подключение специализированного онлайн-сервиса. Оба способа фактически предусматривают организацию бухучета без собственного бухгалтера, предоставляя ИП или ООО сразу несколько весомых преимуществ. Поэтому они заслуживают более внимательного рассмотрения.

Основные принципы ведения бухгалтерии

Прежде чем приступить к описанию различных подходов к ведению бухучета, необходимо уделить внимание его основным принципам, общим для бухгалтерии любого предприятия. С определенной долей упрощения они могут быть сформулированы в виде нескольких понятных правил:

  • каждая хозяйственная операция оформляется документально путем составления договора, накладной, счета-фактуры, акта приема-передачи, платежного поручения и т.д.;
  • кроме того, она заносится одновременно на два бухгалтерских счета в виде проводки: на одном учитывается в виде поступления, а на другом – списания;
  • для описания проводки используются традиционные бухгалтерские термины – кредит и дебет;
  • результатом ведения бухучета становится анализ счетов по итогам отчетного периода. При этом определяются обороты, начальные и конечные остатки по каждому счету;
  • полученные таким образом данные ложатся в основу обязательной отчетности, регулярно оформляемой и предоставляемой в фискальные органы.

Основные документы бухучета

Ведение бухгалтерского учета совершенно справедливо ассоциируется с оформлением большого количества документов. В последние годы значительная их часть имеет не традиционный бумажный вид, а перенесена в электронный формат.

Важно. Огромное значение в сегодняшней работе бухгалтерии имеет современное программное обеспечение и специализированные продукты. Самым востребованным из них, вне всякого сомнения, являются сервисы 1С. Серьезную конкуренцию лидеру рынка составляют стремительно набирающие популярность онлайн-сервисы, в число которых входит онлайн-платформа «Тот Учет».

Среди бухгалтерских документов необходимо выделить несколько наиболее важных и часто используемых. В их числе:

  • оборотно-сальдовая ведомость. По сути, является большойсводнойтаблицей, автоматически формируемой бухгалтерской программой. В нее заносятся данные по всем счетам учета, включая остатки на начало и конец отчетного периода, а также обороты за этот промежуток времени. Оборотно-сальдовая ведомость часто используется для проверки правильности оформления бухгалтерских документов, так как содержит обобщенную информацию о деятельности предприятия;
  • карточка счета. Представляет собой исходный документ с данными о каком-то определенном виде операций. Содержит намного более детализированные сведения и позволяет получить представление о правильности каждой проводки;
  • отчетность. Включает в себя обширный список документов, конкретное наполнение которого зависит от специфики деятельности хозяйствующего субъекта и выбранного им режима налогообложения. В большинстве случаев именно различные виды отчетности – бухгалтерской, налоговой, статистической – считаются главным результатом ведения бухучета.

Способы ведения бухучета, их плюсы и минусы

В настоящее время применяется три основных подхода к вопросу организации бухучета на предприятии. Выбор конкретного из них обусловлен различными факторами, в числе которых:

  • вид осуществляемой деятельности;
  • размеры компании или ИП;
  • налоговый режим;
  • количество совершаемых хозяйственных операций;
  • особенности регионального законодательства и т.д.

Каждый из используемых способов ведения учета, включая бухгалтерию без собственного бухгалтера, необходимо рассмотреть подробнее. Особое внимание при этом следует уделять преимуществам и недостаткам каждого из подходов.

№1. Создание собственной бухгалтерии

Классический подход к вопросу организации бухучета на предприятии. Описывать его особенности не имеет смысла, так как с ними знаком любой отечественный руководитель. Какие-либо особые преимущества этого варианта действий выделить сложно. Наверное, таковым можно считать управляемость процесса ведения бухучета и его традиционность. Намного интереснее рассмотреть альтернативные подходы.

№2. Сотрудничество с аутсорсинговой организацией

Под аутсорсингом понимается передача определенного участка работы специалистам со стороны. Обычно речь при этом идет о таких направлениях деятельности, как бухгалтерия, кадровое делопроизводство, юридическое сопровождение, транспортные услуги и т.д.

Популярность бухгалтерского аутсорсинга объясняется несколькими причинами. Первым и главным преимуществом такого способа ведения бухучета выступает гарантия правильности и четкого соблюдения всех требований отечественного законодательства. Такая возможность обеспечивается за счет привлечения к делу грамотных и профессиональных специалистов. Принять бухгалтера такого уровня в штат организации или ИП и, тем более, обеспечить его полную загрузку, весьма проблематично.

Вторым ключевым преимуществом аутсорсинга становится экономия – и причем весьма заметная – денежных средств хозяйствующего субъекта. Речь в данном случае идет о большом количестве расходов, связанных с формированием собственной бухгалтерии. Это и покупка или аренда отдельного помещения, и оснащение одного или нескольких рабочих мест, и необходимость уплаты страховых взносов и заработной платыбухгалтеров, и финансирование социального пакета сотрудников. При работе с аутсорсинговой компанией все затраты сводятся к оплате предоставляемых услуг.

В числе дополнительных преимуществ бухгалтерского аутсорсинга следует отметить такие:

  • отсутствие влияния на работу бухгалтерии человеческого фактора в виде отпуска или больничного;
  • четкая и прозрачная схема финансовой ответственности аутсорсинговой организации за деятельность своих сотрудников;
  • возможность временного привлечения к работе нужного количества специалистов, например, при подготовке к налоговой проверке;
  • получение квалифицированной консультационной поддержки по любым бухгалтерским вопросам.

Все сказанное справедливо в том случае, когда для сотрудничества выбрана солидная аутсорсинговая компания. Несмотря на большое количество перечисленных выше преимуществ, важно понимать, что бухгалтерский аутсорсинг – весьма затратное мероприятие. Это вполне логично, так как услуги профессионалов не могут стоить дешево. Далеко не все участники рынка способны позволить себе как создание собственной бухгалтерии, так и приглашение аутсорсинговой компании. В подобной ситуации следует воспользоваться третьим подходом к ведению бухучета.

№3. Использование специализированных онлайн-сервисов

Отличительной особенностью малого и среднего бизнеса выступает сравнительно небольшое количество хозяйственных операций или их крайне однообразный характер. Кроме того, многие небольшие по размерам компании и ИП используют специальные налоговые режимы, например, упрощенку или патент, которые предусматривают небольшой объем обязательной отчетности.

В этом случае держать собственную бухгалтерию или даже одного главного бухгалтера становится попросту нерационально и экономически невыгодно. Приглашать специалиста по совместительству также далеко не всегда является хорошим решением, особенно учитывая желание сохранить конфиденциальность информации об особенностях собственного бизнеса.

Важно. Очевидным решением проблемы может стать приобретение специализированной онлайн-бухгалтерии.

Сегодня на российском рынке представлено немало подобных программных продуктов, способных заметно упростить процедуру ведения бухучета. В числе бесспорных лидеров – онлайн-платформа «Тот Учет», позволяющая заниматься бухгалтерией ИП или руководителю небольшой компании, не имеющим специального образования.

Принципы работы онлайн-бухгалтерии

Современные онлайн-бухгалтерии представляют собой интерактивную веб-платформу. Ее главной функцией выступает помощь в оформлении обязательной бухгалтерской документации и отчетности. Для подключения и последующего использования сервиса достаточно иметь выход в интернет.

В большинстве случаев хранение информации и баз данных происходит с применением облачных технологий, благодаря чему отсутствует привязка к конкретному компьютеру. Более того, подключение к онлайн-бухгалтерии доступно с любого мобильного устройства, что делает работу с программой еще удобнее для пользователя.

Большая часть разработчиков подобных программ в качестве сопутствующей услуги осуществляют консультационное сопровождение клиентов, причем не только по бухгалтерским, но и кадровым, юридическим и другим актуальным для бизнеса вопросам. В результате пользователь получает комплексный продукт, позволяющий одновременно решить сразу несколько задач, стоящих перед организацией или ИП.

Преимущества ведения бухучета с помощью онлайн-сервиса

Популярность бухгалтерских онлайн-сервисов стремительно растет. Можно выделить несколько причин их востребованности. Первая – экономическая. Такой формат ведения бухучета намного выгоднее любых альтернативных вариантов. При этом для бизнеса небольших размеров он позволяет получить на выходе вполне качественный продукт в виде обязательной налоговой и бухгалтерской отчетности. Как следствие – отсутствие проблем с фискальными органами и возможность спокойно заниматься ведением и развитием бизнеса.

Важно. Еще один весомый аргумент в пользу использования онлайн-бухгалтерий – предельная простота современных сервисов. При этом многие процессы - например, по формированию, печати или отправке налоговых отчетов – полностью автоматизированы и не требуют от пользователя ни специальных знаний, ни сколь-нибудь серьезного времени.

В качестве дополнительных преимуществ ведения бухучета без бухгалтера необходимо отметить такие:

  • защищенность информации клиента, которая достигается применением самых современных систем безопасности и шифрования;
  • грамотная и профессиональная консультационная поддержка;
  • гибкая система ценообразования, предусматривающая несколько тарифных планов и делающая подключение программы еще более выгодным для клиента;
  • простая схема перехода с обычной бухгалтерии на автоматизированный онлайн-сервис.

Настолько обширный перечень достоинств практического использования специализированных бухгалтерских программ наглядно показывает, почему такой способ организации работы бухгалтерии становится актуальным для значительной части участников рынка. Нет никакого сомнения в дальнейшем росте популярности разнообразных онлайн-сервисов, позволяющих вести бухучет без бухгалтера.

0
Мариша
Большинство бухгалтеров в маленьких компаниях бумажки перекладывают. Для малого бизнеса бухгалтер - крайне не выгодный человек, по-моему. Нашему государству стоит стремиться к более простому учету, для которого не требуются доп.лица в компании.
Имя Цитировать
0
Даниил
Я вообще за полную автоматизацию. В моем мире, бухгалтер сейчас уже начинает быть умирающей профессией. Пока они окупают себя только в крупных компаниях. И то не факт.
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
13й месяц
и электронная подпись
при покупке на год –
БЕСПЛАТНО

Подключить

Перезвоним в ближайшее время
с 9:00 до 18:00