Бизнес-инкубатор – для чего он нужен?

Руководителя российского государства разного уровня постоянно заявляют о необходимости стимулирования малого и среднего бизнеса. Нередко декларации оборачиваются реальными мероприятиями. Одно из них – федеральная программа поддержки и развития бизнес-инкубаторов. Она реализуется в виде разнообразных и порой разрозненных мер, предпринимаемых профильным департаментом Минэкономразвития и финансируемых из бюджета. Кроме того, строительством и открытием бизнес-инкубаторов занимаются и частные структуры. Для чего создаются подобные объекты и в чем их функция – вот основные вопросы, ответы на которые являются темой статьи.

Определение и функции бизнес-инкубатора

Под бизнес-инкубатором понимается организация, которая занимается поддержкой малого предпринимательства на разных этапах его деятельности. Она создается и функционирует на частные и/или бюджетные средства. Помощь государства бизнес-инкубатору может выражаться не только в финансировании, но и, например, выделении земли под строительство и других подобных мерах.

По сути, бизнес-инкубатор представляет собой здание или комплекс зданий, помещения которого сдаются бизнесменам в аренду. Речь в данном случае идет как об офисах для ООО и ИП, так и о местах общего пользования, например, конференц-залах или лабораториях.

Важной особенностью бизнес-инкубатора становится обширный перечень сопутствующих услуг, предоставляемых бизнесу вместе с арендой помещений. В их число могут входить:

  • услуги секретаря и почты;
  • консультации по вопросам бизнеса, права и бухучета;
  • помощь в привлечении инвестиций;
  • рекламная и маркетинговая поддержка;
  • правовое сопровождение участия в тендерах, закупках и грантах.

Главной задачей любого бизнес-инкубатора становится создание условий, максимально благоприятных для ведения бизнеса. Другими словами, ООО или ИП получают возможность сосредоточиться непосредственно на профильной работе, так как большая часть вспомогательной деятельности осуществляется структурами бизнес-инкубатора.

Преимущества и недостатки бизнес-инкубаторов в современных условиях

Самые крупные и успешные бизнес-инкубаторы в России созданы на базе вузов, исследовательских институтов или деловых центров. В качестве примера можно привести две подобных структуры, открытые при НИУ ВШЭ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Бизнес-инкубаторы с некоторой долей условности делятся на несколько видов – научные, инновационные, производственные и т.д.

Основными достоинствами сотрудничества с бизнес-инкубатором выступают:

  • доступная стоимость аренды. Достигается за счет финансирования организаций из бюджета или со стороны частных инвесторов. Нередко первый года аренды обходится бизнесмену полностью бесплатно;
  • обширный перечень информационных и консультационных услуг, предоставляемых на льготных условиях. По сути, ООО или ИП получает возможность пользоваться инфраструктурой бизнес-инкубатора либо бесплатно, либо по минимальной цене, не расходуя средства на создание собственной;
  • предоставление доступа к среде, близкой по тематике к конкретному бизнесу. Речь в идет о других участниках этого сегмента рынка, образовательных и исследовательских организациях, работающих в данной сфере, и т.д.

Главный недостаток работы с бизнес-инкубатором становится оборотной стороной достоинств. Бизнес, получивший настолько серьезную поддержку, не формирует собственной полноценной структуры, как организационной, так и управленческой. В результате он перестает быть самостоятельным и конкурентоспособным на рынке без этой помощи.

Еще один минус бизнес-инкубатора связан с низкой правовой грамотностью начинающих бизнесменов. Ее следствием становится юридическая незащищенность предлагаемых ими идей, чем нередко пользуются более искушенные участники рынка. Структуры бизнес-инкубатора выступают в этом случае источником информации о потенциально успешном стартапе.

В качестве вывода необходимо отметить следующее. Бизнес-инкубатор – вполне эффективная мера поддержки малого бизнеса в сегодняшних отечественных условиях. Оптимальный вариант ее использования предусматривает сотрудничество на начальных этапах развития бизнес-проекта. В дальнейшем - при успешной его реализации - целесообразно переходить на полностью самостоятельное ведение бизнеса.

Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
13й месяц
и электоронная подпись
при покупке на год –
БЕСПЛАТНО

Подключить

Перезвоним в ближайшее время
с 9:00 до 18:00