Блокировка счета по 115-ФЗ: что делать и как избежать

Блокировка счета по 115-ФЗ: что делать и как избежать

Для разъяснения ситуации касательно закона 115-ФЗ Центральный банк РФ выпустил официальные методические указания, являющиеся своего рода сборником советов предпринимателям о том, как избежать блокировки банковского счета и что необходимо предпринять, если все уже случилось. Рассмотрим, на что сделали акцент авторы.

ТОП-10 основных мыслей

  1. Обнальные схемы под запретом.
  2. Работа строго в рамках ОКВЭДов. О любых изменениях необходимо сообщать.
  3. Уплата взносов и налогов должна вестись по прозрачным схемам.
  4. Запрещено финансирование коррупции, «серого» импорта.
  5. Сведения в ЕГРЮЛ должны быть достоверными.
  6. Каждая операция требует наличия документального обоснования.
  7. Назначение платежа следует расписывать максимально подробно.
  8. Дробление бизнеса для облегчения налоговой ведомости недопустимо.
  9. Если банк потребовал подтверждение, следует предоставить необходимую документацию.
  10. Если времени не хватило, разрешается дослать документы позже. В случае неудачи обращайтесь в Центральный банк.

Кому это полезно знать

Ознакомиться с содержанием методички следует не только предпринимателям или компаниям, но и всем, кто имеет счет в банке. Федеральный закон напрямую касается физических лиц, осуществляющих переводы, расчеты в личных целях, подработки. Например, операция может показаться банку подозрительной при банальной ошибке в платежке. И дело не в конкретной финансовой организации – все они выполняют указания Росфинмониторинга.

Операции, считающиеся подозрительными

Блокировка счета по 115-ФЗ: что делать и как избежать, изображение №2

Методические указания содержат вполне конкретный термин, определяющий подозрительную операцию. Это такая операция, которую банк обязан проверить на предмет законности. Среди причин обратить внимание на сделку числятся:

  • подозрения в коррупции;
  • нестандартный характер;
  • попытка ухода от уплаты налогов;
  • обналичивание;
  • неявный экономический смысл;
  • вывод капитала за границу;
  • «серый» импорт.

Обнаружение признаков не обязательно ведет к блокировке. Оно лишь подает сигналы банку о необходимости проверки и принятия соответствующих мер.

Как избежать проверок и лишнего внимания

Конкретные советы Центрального банка:

  • Сообщайте о любых изменениях. К ним относят назначение нового руководителя, смену адреса, добавление вида деятельности и другие. Сегодня легко внести изменения в режиме online.
  • Внимательно заполняйте платежные документы. Особенно это касается графы «Назначение платежа». Номера счета будет недостаточно: обязательно указывайте, с какой целью переводятся деньги.
  • В ЕГРЮЛ должны быть достоверные сведения. Периодически государственными организациями осуществляются проверки. Если обнаружится, что сведения в реестре не соответствуют действительности, будет поставлена соответствующая отметка, а это не останется без внимания банка.
  • Своевременно отвечайте банку. В случаях, когда финансовая организация задает вопросы, следует на них отвечать. Предоставленные вовремя документы или разъяснения конкретных операций уберегут от проблем в будущем. Также банкам могут быть непонятны особенности некоторых форм бизнеса, требующие «подозрительного» движения по счетам – их необходимо обозначить.
  • Избегайте дробления бизнеса. Если подобная схема используется для снижения возможных рисков и ухода от уплаты налогов, она гарантированно вызовет подозрения. В случае законности дробления проблем не возникнет, но опять же придется все объяснять.

Чтобы окончательно убедить банк в открытости и законности бизнеса, вовремя осуществляйте налоговые платежи, не снимайте все наличные разом, привлекайте к сотрудничеству надежных контрагентов.

Полномочия банка

Блокировка счета по 115-ФЗ: что делать и как избежать, изображение №3

У банка есть право:

  • запросить информацию о сделке и иную документацию;
  • установить срок предоставления информации;
  • внести корректировки в степень риска;
  • дать совет о правильном оформлении;
  • пригласить для устной беседы;
  • отправить представителя по адресу фирмы.

Если документы не предоставить вовремя, возможны следующие сценарии:

a) отказ в проведении операции и сообщение в Росфинмониторинг;

b) проведение операции, но со статусом «подозрительной», сообщение в Росфинмониторинг;

c) пересмотр уровня риска.

В методических указаниях отмечается, что пакет запрашиваемой документации определяется самим банком, ограничений Росфинмониторинга здесь нет. Поэтому говорить о повышенном внимании к конкретному бизнесу не приходится.

Документов не запросили, но операция не проведена

ЦБ дал совет и на этот случай. Он означает, что банк отказал выполнить сделку, и договор не заключен. При этом точные разъяснения лучше искать самостоятельно в финансовой организации (есть вероятность, что просто неправильно заполнены платежные документы), поскольку у банка нет обязанности информировать клиента о причинах без запроса.

Об уровнях риска

В банковской системе существует термин «степень риска клиента», который формируется по индивидуальным регламентам. Он бывает низким или высоким. При повышенном уровне у банка есть право:

  • ограничить клиенту доступ к интернет-банкингу (все платежки будут предоставляться в бумажном виде);
  • запрашивать документальное подтверждение каждой сделки;
  • установить лимиты.

Сбор документов затруднен или не хватает времени

Если предоставить недостающую информацию позже установленного срока, банк может отозвать свое решение в течение 10 рабочих дней. Отказ в этом разрешается обжаловать в межведомственной комиссии Центрального банка. Ответ может быть двух видов:

  • В пользу банка. Тогда ЦБ советует отправить банку документы еще раз, приложить те, которые раньше не фигурировали. Или решать вопрос в судебном порядке.
  • В пользу клиента. Конкретная операция будет осуществлена, отказ банка пересмотрен – об этом проинформируют и Росфинмониторинг.

Отметим, что не только банки обязаны сообщать Росфинмониторингу о любых подозрениях. Это требуют и от нотариусов, юристов, аудиторов, бухгалтеров. Причем сообщение отправляется без предупреждения клиента (запрещено законом).

Возврат к списку

Подключить

Перезвоним в ближайшее время
с 9:00 до 18:00